Педагогические условия
Автор: Виктор |
Мой педагогический опыт преподавания в ПЛ-24?
Обобщение личного педагогического опыта преподавателя Обобщение личного педагогического опыта преподавателя высшей категории Валюхова Виктора Сергеевича по преподаванию дисциплин информатика, информационные технологии, и ведения различных курсов с различными категориями слушателей на базе Профессионального лицея № 24 г. Сибай
Среди всех дисциплин, изучаемых в общеобразовательных учреждениях, в том числе и в нашем лицее информационные технологии занимает особое место. Это связано не только с темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены законами научно-технической революции. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Дело идет к тому, что всего через 5-7 лет в мире не останется людей, которых не коснуться изменения, вызванные существованием этого единого информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров. К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить себе мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Сущность опыта В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино) Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В настоящее время образование становится все более формальным. Преподаватель, выступает в роли основного источника знаний и информации, учащемуся же достается роль потребителя и пассивного слушателя-наблюдателя. Однако пассивное присутствие в классе и механическое переписывание не способствует учению. Я, часто провожу обучающие курсы с учителями общеобразовательных школ по ИКТ- грамотности и ИКТ-компетентности. Обсуждая с учителями методы и практику применения информационных технологий на уроках в обучении почти всегда можно услышать о нехватке времени на то, чтобы позволить ученику самому "дойти до истины". Используя, при этом информационные технологии Учителя столкнулись с проблемой: снижение познавательной деятельности учащихся в условиях свободного доступа к информации. Проблему надо решить. Как? Цели обучения, пока, остаются неизменными, поэтому здесь и добавить нечего. А вот задачу каждому учителю предстоит решить самому. От этого решения и зависит результат обучения. Увы, здесь нет универсальных советов. Как сказал Нильс Бор: "Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются". Учителя не могут позволить тему, рассчитанную на один-два урока, растянуть на три-четыре, предоставив возможность ученику самому конструировать свои знания. Им жалко потерянного времени на организацию активного учения, основанного на понимании, а не на запоминании: ведь так и от программы можно отстать. Поэтому они выбирают надежный, испытанный в течении нескольких сотен лет, метод, способствующий прохождению учебной программы. Видение мной этих проблем, приводит к пониманию того, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод применим только на самых ранних стадиях обучения, так как он не позволяет учитывать личностные особенности учащихся, не ориентирует их на самостоятельность в деятельности по решению задач. Это препятствует решению фундаментальных целей преподавания той или иной дисциплины. За годы преподавательской деятельности у меня сложилась следующая система. Сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на общее понимание материала. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует требованиям к системе знаний и умений учащихся по базовому курсу предмета с применением информационных технологий. Незнакомую терминологию, а также другую информацию по предмету они находят в сети. Также предоставляю доступ к учебным материалам на своем сайте. Мое личное мнение, по овладению методами использования информационных технологий в учебном процессе, это постоянное самосовершенствование в области ИКТ-компетентности, я подчеркиваю, именно ИКТ- компетентности, т.к знаниями в области ИКТ-грамотности, в настоящее время большинство преподавателей и учителей, в той или иной степени обладают Для справки. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программное обеспечение, проще это умение «нажимать на нужные клавиши», знание о существование интернет и различных сервисах Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. ИКТ- компетентность- это не только умение использовать различных информационных инструментов, но эффективное применение их в образовательной деятельности. Уметь применять ИТ- методики и интернет-это методики проведения уроков объединенных одной темой, с использованием ИКТ, Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему Для совершенствования знаний и получения новых, мне как преподавателю информационных технологий приходится постоянно заниматься самостоятельно, на различных дистанционных курсах, сегодня таких курсов огромное количество которые предлагают свои услуги, вот и сейчас заканчиваю дистанционный курс «Основы Web-дизайна», на базе знаний полученных на этом курсе, я создал свой курс «Основы Web-дизайна, создание статичных и динамичных сайтов», данный курс, я выложил на своем сайте в форме очно-дистанционного. Также прохожу дистанционный курс «Основы педагогики и психологии» Для совершенствования знаний свих коллег, в области применения информационных технологий в учебной деятельности, я провел несколько семинаров-практикумов по темам:
1. Создание учебного видеофильма средствами программы MovieMaker
2. Создание электронного 3D пособия с эффектом перелистывания страниц при помощи программы FlipBookMakerPro
3. Семинар – практикум по созданию учебного пособия с использованием программы E-Book
В настоящее время, я веду курсы по различным направлениям информационных технологий. Исходя из опыта преподавания мной различных курсов и учебных занятий с различными категориями учащихся, сделал следующие выводы, по категориям обучающихся:
1. По занятиям по предмету информатика категория, учащимися лицея
Что обращает на себя внимание?, это низкая мотивация в стремление получения более расширенных знаниях в области компьютерной техники, программного обеспечения, и эффективного применение этих знаний в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Весь уровень знаний в области компьютера и его применения, сводится в умении общаться в контакте, одноклассники, а также использовать компьютер, как инструмент для различных компьютерных игр, но только не как инструмент для обучения и получения новых знаний, поэтому теряются навыки обучения, как умственной деятельности. Компьютер и интернет такими учащимися используется для скачивания рефератов и курсовых проектов, этим они норовят максимально упростить свою работу, путем копирования, в некоторых случаях даже не по теме реферата и не читая и не вникая, что же они скачали. Как я уже говорил выше, здесь нет универсальных советов. Как сказал Нильс Бор: "Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются".
2. Курсы основы компьютерной грамотности в рамках программы «Народного университета третьего возраста»
Категория слушателей пожилые люди в возрасте 55 лет и выше Для категории этих слушателей характерна сильная мотивация на получение новых знаний в области компьютерных технологий, потеря навыков запоминания, компенсируется усидчивостью, терпением и любопытством, они дисциплинированны настойчивы и любопытны, в принципе им важен непосредственный контакт с преподавателем и обсуждение проблем с такими же как они сами
3. Очно- дистанционные курсы с учителями общеобразовательных школ по ИКТ-грамотности и ИКТ- компетентности
Уровень подготовки в области информационных технологий различная, есть учителя которые достаточно на хорошем уровне проводят уроки с использованием информационных технологий и интернета по своему предмету, в то же время есть учителя которые только осваивают ИКТ-грамотность, и поэтому я, как преподаватель сталкиваюсь с проблемой различного уровня подготовки и невозможность большинства учителей регулярно посещать курсы из-за нехватки времени Как же решить проблему доставки знаний тем, кто не в состоянии посещать регулярно курсы? Решение проблемы подсказывают все возрастающие возможности современной компьютерной и коммуникационной техники. Для решения этой проблемы на моем сайте были открыты очно-дистанционные курсы по информационным технологиям Надеюсь что они помогут получить первоначальные стартовые знания по ИКТ-грамотности, а тем кто в той или иной мере владеет этими знаниями, расширить свой кругозор получить знания в области ИКТ-грамотности. По окончанию этих курсов, я провожу анализ работы данной категории слушателей, где мне задаются вопросы, а так же я высказываю свои замечания, и советую не останавливаться на достигнутом. И как подсказывает мне опыт общения с данной категорией слушателей, возникает необходимость создания отдельного учительского портала, где выкладывать курсы и материал именно для этой категории. У учителя 21-го века огромный набор инструментов "в руках" для работы, которые следует использовать рационально, в соответствии с целью урока и с решением определенной педагогической задачи.
4. Я бы хотел остановится на одной категории слушателей которые посещают мои курсы по системе программ 1С-Предприятие
Категория слушателей это студенты высших учебных заведений, средних учебных заведений и просто желающие совершенствовать свои знания по ведению бухгалтерского учета с использованием программы 1С-Бухгалтерия. Мотивация таких слушателей очень хорошея, в основном они на хором уровне владеют компьютером, во время занятий не отвлекаются на посторонние предметы, моя задача как преподавателя, дать им практические знания и навыки в области ведения бухгалтерского учета с помощью 1С-Бухгалтерия, по окончанию этих курсов слушатели здают зачетный экзамен, в практической форме, где в основном показывают неплохие результаты В настоящее время потребность в творческой активности специалиста резко возрастает. Решение данной проблемы зависит от технологии обучения будущих специалистов. И всех тех, кто хочет совершенствовать свои знания в области информационных. технологий. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании. Инновационные технологии в профессиональном образовании, как и технологии в образовании вообще, ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны. Вот на этом, я заканчиваю обобщение личного педагогического опыта преподавателя
Преподаватель высшей категории ПЛ-24 Валюхов В С
|
Обновлено 27.04.2014 11:44 |
Педагогические условия
Мода ссылаться и опираться на все, что происходит в образовании в других странах, далеко не всегда приводит к положительным результатом . Некто залез на высокие дерево и не может сам c него слезать. Внизу собралась толпа людей, которые думают , чем ему помочь. - Я точно знаю, что нужно делать, - говорит один из них.- Срочно несите веревку. Веревку принесли. Кидайте один конец веревку человеку на дерево . Кинули . Теперь давай обвязывайся этой веревкой . Человек обвязался. - Ну а теперь тяните веревку со силы! Люди потянули. В результате Человек слетел с дерева, получив многочисленные ушибы и ссадины. - Чего это ты нам насоветовал! – набросились все на « эксперта» . - Сам не понимаю , как случилось, - смущенно оправдывался тот.- Ведь когда я на днях упал в колодец , меня спасали именно так, как я вам говорил!
Обучение и воспитание
Обучение и воспитание являются важнейшими категориями педагогики , о которых нужно говорить очень серьезно. Но полезно и пошутить . - В этой камере сидит наша гордость ,- сообщает начальник тюрьмы проверяющим .- Когда он впервые попал к нам , он был неграмотным . Именно мы научили его читать и писать . Теперь он сидит за подделку документов.
|
Внедрение современных технологий в образовательный процесс |
Технологии внедряются, а подход к обучению не меняется
Вновь и вновь убеждаюсь в том, что использование средств ИКТ учителем, применяющим методы обучения 19-го века, не ведет к ожидаемым образовательным результатам. Чаще всего этот мезальянс (устаревшие методы и новые технологии) приводит к разочарованию и к увеличению цифрового разрыва. Как так получается, что ни наличие современной техники в учебном классе, ни сонмище образовательных веб-средств не влияют на изменение процесса обучения? Недавно из разговора с коллегами я узнала о том, что PowerPoint на уроке они используют как альтернативу меловой доске. Благодаря внедрению этой "технологии" учащиеся переписывают информацию в тетрадь не с доски, а со слайдов (с электронного носителя на бумажный!). Напрашивается вопрос: а что, собственно, изменилось в ходе урока и в форме работы? Конечно же, учителя и слышать не желают о том, что презентации можно опубликовать или дать к ним доступ учащимся, и тогда не придется тратить время на переписывание. Их аргументация незамысловата: "Я создавала презентацию, потратила время, а он просто хочет взять и сфотографировать/скачать/просмотреть в интернете, не приложив никаких усилий!". К тому же, в учительской среде прочно закрепился миф, что учащиеся при переписывании думают и запоминают. Драгоценное время урока захвачено репродуктивной деятельностью. Используемые ИКТ инструменты эту ситуацию не меняют. В итоге педагоги, заблуждаясь, утверждают онеэффективности технологий, а учащиеся так и норовят максимально упростить (при помощи средств ИКТ) свою работу путем фотографирования/копирования/скачивания. И это далеко не единственный пример того, как учителя способны любой ИТ-инструмент, с помощью которого можно отойти от традиционного процесса обучения, превратить в орудие для пыток.
Нет времени с учениками работать, их к экзамену готовить надо!
Какую нелепую интересную особенность в организации учебного процесса, удалось обнаружить сегодня (ничего нового, но именно сегодня мне удалось зафиксировать этот момент в сознании). Обсуждая с учителями методы конструктивистского подхода в обучении почти всегда можно услышать о нехватке времени на то, чтобы позволить ученику самому "дойти до истины". Учителя не могут позволить тему, рассчитанную на один-два урока, растянуть на три-четыре, предоставив возможность ученику самому конструировать свои знания. Им жалко потерянного времени на организацию активного учения, основанного на понимании, а не на запоминании: ведь так и от программы можно отстать. Поэтому они выбирают надежный, испытанный в течении нескольких сотен лет, метод, способствующий прохождению учебной программы. И вот в апреле в своей школе обратила внимание на такую тенденцию. Предлагаю учителю математики поработать совместно с учителями экономики и информатики, для проведения интегрированного урока с элементами исследования. Получаю ответ: "Нет, на уроках математики мы усиленно начинаем готовится к экзаменам". Учителю обществоведения предложила пройти курс по формирующему оцениванию, который я провожу в школе. Что же я слышу? "Не смогу принять участие, так как у нас экзамен через 4 недели, мы будем встречаться с учениками 3 раза в неделю после уроков, чтобы подготовиться". В этом момент я ощущаю себя человеком с другой планеты! Недоумеваю: а ВОТ ДЛЯ ЭТОГО времени вам не жалко? Что мы делаем целый год, если есть возможность "натаскаться" за три недели до экзамена? Понятно, что у каждого предметника есть свои причины для проведения консультаций после уроков, но натаскивание к экзамену или к контрольной настолько массово и обыденно, что уже стало частью образовательной системы. 30 недель в году учитель тщательно блюдет прохождение программы, отбрасывая всякие ИТ инструменты да "личностно-ориентированные подходы", как что-то мешающее учебному процессу, чтобы за 5 недель до экзамена ученик смог "набить руку" и не растрясти вбитые в голову пассивные знания. В связи с этой темой у меня несколько вопросов, коллеги.
1. А если так случится, что на всех экзаменах разрешат пользоваться любыми источниками информации (ничего не надо зубрить и нет смысла набивать руку), наши ученики выдержат экзамен?
2. Чем в этом случае будут заниматься учителя на уроках? Насколько реальна такая метаморфоза государственного экзамена?
Марина Курвитс Блог «Организация учебной работы при помощи блога» http://blognauroke.blogspot.com
|
Народный университет третьего возраста |
Народный университет третьего возраста
Открыли курсы для пенсионеров в рамках Народного университета третьего возраста Очень много желающих, записалось на курсы по основам компьютерной грамотности Пенсионеры очень старательно посещают эти курсы, хотя я, вижу, что для них это трудно дается, но поражаюсь оптимизму и упорству с каким они осваювают эту грамотность, вот бы так нашим учащимся
Учебный тематический план курсов для пенсионеров вы можете посмотреть в тематических планах учебного центра "Перспектива" по информационным технологиям В разделе Преподавание "Курсы, лекции, семинары"
С начала 2012 года 4 группы прошли обучение по основам компьютерной грамотности, изучили работу с офисными программами, Internet, общение по электронной почте, защита информации
|
|
|
|
|
|
Информационный уголок
Электронные научно-практические журналы |
"Вопросы
Интернет-образования" |
"Интернет и образование" |
|
|
|